Беседы о частях речи продолжает С.В. Волков. На этот раз предметом его внимания стала такая часть речи, как местоимение.
чувство род какойКто на свете самый хороший, умный, добрый и красивый? Кому больше всех необходимо, чтобы его любили, носили на руках, кормили мороженым, а работать бы заставляли поменьше?
Кто не прочь победить в каком-нибудь соревновании, выиграть головокружительный приз, стать известным всему миру? Тут и спорить нечего — каждый, скромно потупив глаза, скажет: «Я!». Только кто же этот я? Я — это и Вася, и Маша, и Айгуль, и Эмин, и Тигран, и вообще любой человек. Все мы отличаемся друг от друга, но каждый имеет право сказать про себя — "Я". Слово я не обозначает, не называет предмет, а только указывает на него, заменяя какое-то конкретное его название, имя. Поэтому во избежание ошибки — кого именно кормить мороженым и носить на руках — нужно после я прибавить своё имя: «Я, Петя Сидоров, …» выполнить морфологический разбор слова забудет 5 класс
небрежный по составу уже по самому названию видно, что эта часть речи приспособлена для замены имён. Замена эта, однако, неполная. Поэтому каждое местоимение — загадка. За ним может скрываться огромное количество слов. Он — это и папа, и брат, и чужой дядя, идущий по тротуару, и даже сам тротуар: все эти слова могут быть заменены одним и тем же местоимением. Такой — это и синий, и быстрый, и мокрый, и даже какой-нибудь громокипящий.
Способность местоимений вмещать в себя многие слова даёт возможность использовать их в игре, в которую можно играть даже на уроках русского языка.
Суть этой игры состоит в том, чтобы, не называя какое-либо задуманное слово (а пользуясь только соответствующим местоимением), придумать рассказ про предмет, этим словом обозначаемый. Участники игры должны отгадать зашифрованное таким образом слово. теперь разбор морфологическийПисательница Бел Кауфман в своём романе «Вверх по лестнице, ведущей вниз» приводит пример такого рассказа, сочинённого американским школьником: «Вот он крадётся, как вор, удирающий от погони, по грязной, покрытой жиром посуде в мойке, и несёт кусочек съестного своим сыновьям, что прячутся за стенкой сушилки. Сколько страха в его глазах! Убить его?» Догадались, кто это? Обыкновенный таракан.
морфологический разбор маленького«Они не могли жить друг без друга. Но какими разными они были! Когда по-настоящему любишь, хочешь сделать что-то приятное своей возлюбленной, создать что-то яркое, неповторимое, чтобы восхитилась она своим избранником. Всё это было не чуждо ему. Он спешил жить, спешил заслужить её любовь и поэтому трудился без устали. Стремительно, изящно, легко, как бы играя, создавал он свои шедевры. Быстрый и ловкий, он во всём был противоположен своей подруге.
в единственном числе слово туфлиСонно взирала она на все его усилия. Ей льстило, что он её обожал, боготворил. И хотя сама она была неспособна ответить на его чувства, он был ей нужен. Дело в том, что она, неуклюжая и ленивая, не могла что-либо создать. Её призваньем было разрушение, и здесь она не знала себе равных…»
там этоА в школьном изучении языка местоимения помогают… глаголам: их удобно подставлять для определения лица. Если подставляются местоимения я или мы — то перед нами первое лицо (бегу, кричим), если ты или вы — то второе (бежишь, кричите), если он, она, оно или они — то третье (бежит, кричат). Всё это знает каждый школьник.
разбор существительного как часть речи 3 класс примерыНо задавались ли вы вопросом, почему местоимения разбиты по лицам именно так. Почему я и мы объединяются и противопоставляются ты и вы? Почему выделяются в отдельную группу он, она, оно, они? Есть ли во всём этом какая-то внутренняя логика или перед нами тот самый случай, когда нужно запоминать не рассуждая?
вареный часть речиОказывается, всё здесь объяснимо и логично. Сама грамматическая категория названа не случайно: под лицом подразумевается человек, персона, а точнее — участник разговора, любого акта словесного общения. В таком акте всегда есть тот, кто говорит, и тот, кто слушает, воспринимает речь. Первый участник разговора, первое лицо — говорящий. Сам себя он обозначает я, а если он говорит от лица многих — то мы. Как этот я называет слушателя, другого участника разговора, второе лицо? Ты, а если их несколько — то вы. Предположим, что слушатель отвечает на реплику говорящего. Тогда они мгновенно меняются местами: слушатель сам становится говорящим и получает право называть себя я, а бывший говорящий превращается в слушающего ты. Итак, я — это всегда тот, кто говорит, ты — кто слушает.
себя морфологический разборА кто же такие третьи лица? Они вообще в разговоре не участвуют, в него не включены. Или, по крайней мере, именно так воспринимаются говорящими. Он, они — это какие-то люди, которых сейчас нет здесь или же мы не считаем их участниками нашего акта общения.
Если вы случайно забыли, к какому лицу относится то или иное местоимение, то вспомните нарисованную нами «картинку»: двое говорят, а остальные в этом не участвуют. И тогда вы сразу справитесь с возникшими затруднениями.
В отрывке из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» мы заменили имя героя местоимением он.
Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что он лезет в трамвай, в чём было бы ещё полбеды, а то, что собирается платить! … При первом же окрике кондукторши прекратил наступление, снялся с подножки и сел на остановке, потирая гривенником усы. Но лишь кондукторша рванула веревку, и трамвай тронулся, он поступил как всякий, кого изгоняют из трамвая, но которому всё-таки ехать-то надо.