Цели. Познакомить с новой частью речи – наречием; формировать умение отыскивать наречие среди других частей речи и в тексте; развивать умение правильно употреблять наречия в устной и письменной речи; познакомить со способами образования наречий.
Учебные материалы. Учебник «Русский язык. 4 класс» (авт. С. Иванов); карточки со словами и мониторами; репродукция картины В. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами»; этимологический словарь.
Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить о частях речи. Давайте выясним, как хорошо вы их знаете. Работать будем дифференцированно.
морфологический разбор прилагательного ранняя Первая группа: каждый работает самостоятельно. Вам надо распределить данные слова в столбики по определенному признаку. Какому?
иду, путник, морская, сбоку, вверх, брести, зелень, нам, нарочно, по-русски, я, всюду, прибрежный, сегодня, хорошо, вдруг, врозь, справа
– Вторая группа: работаете по двое. Вам необходимо распределить слова в две группы на изменяемые и неизменяемые.
светлый, счастье, морская, сбоку, вверх, Москва, зелень, нам, нарочно, по-русски, я, всюду, прибрежный, сегодня, хорошо, вдруг, врозь, справа
разобрать слово как часть речи ясным– Третья группа (слабые учащиеся ): работаете вместе со мной. Прочитайте слова на карточках, определите части речи.
поведешься разбор по составузелень, зеленеть, зеленый, всюду, стройка, строить, по-русски, строительный, мне, по, хорошо, справа
– Эти слова относятся к пока новой для вас части речи. Она называется наречие. Давайте их еще раз прочтем.
слово вещь просклонятьД. Научиться выделять наречия среди других частей речи, ставить к ним вопросы, составлять предложения с наречиями.
У. Девизом нашей работы я предлагаю взять пословицу: «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось». Как вы ее понимаете?
привезут разбор словаУ. На какие вопросы отвечают эти наречия? На какие еще вопросы может отвечать эта часть речи? Давайте сравним наши выводы с правилом в учебнике.
– Чтобы хорошо запомнить вопросы наречий, выполним упражнение 1 из учебника. Наша задача – распределить наречия на группы в зависимости от вопроса.
У. А вот наречия появились гораздо позже. Поэтому и пришлось им «переманивать» в свои ряды слова, относящиеся к другим частям речи. Давайте понаблюдаем, как могут образовываться наречия. Какие наречия могли образоваться от данных слов?
нетерпеливоУ. Правильно. Ведь недаром еще древние римляне называли ее «приглагольем». На самом деле наречий в нашем языке великое множество. В конвертах, лежащих на ваших столах, лишь малая их часть.
– Среди них есть синонимы. Ваша задача – найти их. Но сначала вспомним, какие слова называются синонимами.
какой частью речиДети читают объяснение слова в этимологическом словаре: «Ничком имеет тот же корень, что и в слове никнуть. – склоняться лицом вниз».
– Что помогло русскому народу одержать победу над врагом? (Дети отвечают. ) Недаром сложено столько пословиц, прославлявших силу и волю русского народа, его любовь к своей Родине. Вспомните крылатые выражения.
хочется морфологический разборНа стенах в классе на цветных листах записаны пословицы о воинах, народе, Родине. Дети, поворачиваясь в разные стороны, читают пословицы и записывают только те из них, в которых есть наречия.
Д. За правое дело сражайся смело.
морфологический разбор слова свежо 6 класс – Если по-русски скроен – и один в поле воин.
волчище разбор слова по составу – Честь солдата береги свято.
У. Я думаю, что мы, работая с полной отдачей и помогая друг другу, узнали много нового и интересного. Ведь недаром говорят: «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось».
Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке? Ответы я прошу вас послать мне «в электронном виде», используя как можно больше наречий.
Детям раздают листочки с изображением монитора, где они пишут продолжения предложений: «Я узнал. Я научился. Я вспомнил. »