Цели: обобщить знание о предлоге как о части речи; совершенствовать умения писать предлоги с существительными, числительными и местоимениями, закрепить умения писать производные предлоги, познакомить с морфологическим разбором предлога.
язык морфемный разбор словаСегодня на уроке мы повторим и обобщим знания о предлоге как о служебной части речи, отработаем правописание производных предлогов и познакомимся с морфологическим разбором предлога.
плющ часть речиМы начнем нашу работу со словарного диктанта (по вариантам: по одному человеку от каждого варианта у доски; остальные учащиеся – на своих местах), два человека на своих местах работают по карточкам.
рубашке разобрать как часть речиТеперь произведем морфологический разбор одного из записанных предлогов.
больше морфологический разбор Морфологический разбор предлога, как и остальных частей речи, отличается от морфологического разбора самостоятельных частей речи. При морфологическом разборе предлога нам нужно взять предлог в определенном контексте, словесном окружении (например, в словосочетании), так как именно в контексте мы можем определить его грамматическую роль.
помощник разбор слова В качестве примера возьмем словосочетание «Прыгают на берёзах».
морфологический разбор слова засмеялся В данном словосочетании нас интересует предлог "на". Он выражает зависимость существительного "берёзах" от глагола "прыгают" в словосочетании. Глагол согласуется с существительным в предложном падеже. Эти слова связаны с помощью непроизводного предлога "на".
морфологический разбор слова поджидал Давайте запишем образец разбора предлога (учитель записывает на доске, учащиеся – в свои тетради):
часть речи выше На – предлог, непроизводный, согласуется с существительным «березах» в предложном падеже.
Теперь попробуем произвести морфологический разбор производного предлога «ввиду» в словосочетании «отменить ввиду морозов» (учащийся работает у доски).
себе часть речиЗапись под диктовку текста:
слова на разбор морфологический Давно пронеслась гроза, но на березах с листка на листок прыгают озорные дождевые капли. Повисают на кончике, дрожа от страха, и, сверкнув отчаянно, прыгают в воду. Даже перезимовавшие на земле скрюченные сухие листья ожили.
Ответьте на следующие вопросы:
• Какова тема и основная мысль текста?
удвоить часть речи какая • Каков тип речи и стиль текста?
• Какую роль играют в данном тексте предлоги?
Задания по тексту:
1. Произведите синтаксический разбор первого предложения, составьте схему.
2. Произведите морфемный разбор слова «перезимовавшие».
3. Произведите морфологический разбор предлогов «на» и «с» по вариантам.
7. Домашнее задание.
Повторить параграфы 146, 147 учебника «Русский язык. Теория», письменно выполнить упражнение 331.